Почему мои портреты никому не нравятся? Самые главные ошибки начинающих

Я продолжаю отвечать на вопрос «почему мои портреты никому не нравятся?». В прошлый раз мы говорили о том, что иногда проблема в неправильной, неаккуратной подаче работ. А в этот раз пройдемся по ошибкам в технике рисунка. Я условно разделила ошибки на 4 категории.

Ошибки построения

В общем это все ошибки, связанные с пропорциями. Тогда, когда портрет выглядит кривым. Когда глаза слишком близко или слишком далеко посажены, находятся не на одной оси и т.д. Так же сюда относится неестественные ракурсы, которые возникают, когда у рисующего нет понимания анатомии. Это самый распространенный тип ошибок. Кроме того, это то, что буквально сразу бросается в глаза.

·         Портреты по фото

Поскольку я говорю о начинающих художниках хочу заметить, что разговора о портретах по фотографии вообще нет. Если вы хотите относительно быстро научиться рисунку, придется использовать натуру. Сейчас не буду углубляться, если хотите сниму отдельное видео.

Так почему же мы продолжаем повторять эти ошибки и не замечаем их в собственных работах?

·         Откуда ошибки с построением и как их избежать?

Ну, во-первых, потому что не все прибегают к построению в своих работах. Это тот механизм, которому нужно научиться раз, чтобы он выручал вас всю жизнь.

Во- вторых, в процессе работы какая-то деталь может поплыть или уйти в сторону, а заметить это не просто, потому что «глаз привыкает» к работе. На самом деле проблема конечно не в глазе, а в мозге, который привык самостоятельно «симметричить» любые лица на которые мы смотрим, да и кроме этого подкидывает нам много всяких зрительных иллюзий.

Что бы не попасться в ловушку мозга художники используют простые инструменты:

- Можно перевернуть работу вверх ногами и посмотреть на нее. Можно посмотреть на рисунок в зеркало, так вы сможете увидеть работу свежим взглядом.

- Иногда проблема в том, что мы не видим портрет как целостный рисунок, а воспринимаем его как сумму множества деталей, это мешает оценивать пропорции. Тогда нужно отойти от рисунка подальше и посмотреть на работу в общем, анализировать ее с расстояния.

- Ну и конечно, очень полезно иногда перепроверить рисунок с помощью оси, например.

Итак, решение проблем с пропорциями заключается в освоении построения + перепроверке рисунка в процессе + много практики. Чем больше практики, тем быстрее и проще все будет получаться.

А теперь от общего к конкретным ошибкам.

·         Глаза-фисташки

Это частная ошибка, которая вытекает из предыдущего пункта незнание анатомии и построения. Но она такая часто встречающаяся, что я расскажу о ней отдельно.

Глаз — это не плоская фисташка, глаз — это объемный шар, который прикрыт по своей форме веками. Со всеми вытекающими из этого факта тенями и бликами. Потратьте немного времени, нарисуйте какое-то количество глаз. Разберитесь в его форме, не заботясь о красоте наброска. Ваши почеркушки никто никогда не увидит, рисуйте не для других, а для себя. Можете взять самую плохую бумагу и проковырять в ней дыру миллионом линий. Сначала рисуйте круглое глазное яблоко, затем прикрывайте его веками. Помните, ваша задача не красота, ваша задача понять объем и конструкцию объекта. То, что останется на бумаге можете тут же уничтожить, самое главное навсегда останется в вашей голове.

·         Кукольные ручки

Очень много проблем возникает с руками. Я всегда смотрю на то как построены руки на рисунке. Это дает очень много информации о рисующем и о его уровне. Обычно начинающие художники уделяют этому недостаточно внимания. Возни с руками очень много, но есть ощущение что это пустяковая не нужная деталь, на которую всем плевать.

Это не так. Не поленитесь и поработайте над построением рук. Не используйте фотографии, рисуйте с натуры свои собственные кисти.

Самая главная проблема обычно заключается в том, что художник путается в пальцах. Каждый палец рисуется отдельно, а потом оказывается, что вместе они смотрятся не естественно и не составляют единую кисть.

Решение простое, рисуйте от общего к частному. Сначала общая форма, а потом постепенно уточняйте детали.

Вторая проблема с кистями появляется тогда, когда художник рисует голову с фотографии и решает дополнить рисунок деталями «из головы» (тело, руки) при этом не имея достаточного опыта рисования с натуры. Кисти обычно получаются слишком мелкими, как будто кукольными и выглядят нелепо на фоне более или менее реалистичного лица. Я всегда вижу на рисунке границу где заканчивается фото с которого рисовал начинающий художник и начинается его фантазия.

·         32 зуба

Очень часто вижу даже у не начинающих художников проблемы с изображением зубов. Ошибки такие:

- В улыбке видно слишком много зубов, все 32 зуба не могут быть спереди.

- Каждый зуб обводится отдельной интенсивной линией. Нужно быть очень аккуратным, тут лучше не добрать линиями, чем перебрать. Иначе улыбка будет выглядеть нездоровой из-за черных промежутков между зубами.

 

 

Ошибки композиции

На композицию не обращает внимание практически ни один начинающий художник. Но это может испортить любую даже идеальную во всех остальных отношениях работу. Я всегда обращаю на это внимание и ставлю рисунку жирный минус. Если вы думаете, что это заметно только профи, вы ошибаетесь. Обычный человек тоже заметит, просто не сформулирует четко, просто скажет, что «что-то здесь не так».

Очень усложняют композиционные задачи наличие дополнительных надписей и сложного фона. Надпись может нарушить баланс, завалить лист и перетянуть на себя ненужное внимание.

Чтобы не допускать ошибок, нужно следовать простым правилам композиции.

Делайте маленькие схематические наброски чтобы посмотреть заранее, как будут располагаться предметы на листе. Я до сих пор так делаю. Это очень помогает вовремя передвинуть любой объект на место, где он будет вписываться гармонично.

Помните, что голова должна располагаться выше средней горизонтальной линии листа, а не по центру.

Так же голову нужно будет слегка сдвинуть в бок от того края листа куда направляется взгляд модели.

Постарайтесь, чтобы никакие объекты не упирались в край листа.

Соблюдайте гармонию, не позволяйте одной части листа перевешивать по деталям другую.

Ошибки света, тени, тона

·         Твердость карандашей

Возможно этого кто-то не знает. Карандаши бывают разной жесткости. Мягкими карандашами вы можете проставить акценты углубить рисунок, сделать его более объемным.

·         Белые белки глаз

Если вы рисуете реалистичный портрет (не декоративный, без преувеличенной контрастности), то абсолютно белым на вашем рисунке будут блики, все остальное должно быть темнее. Это касается и белков глаз и даже зубов (но тут очень аккуратно, помните, что я писала на счет зубов выше). Эта ошибка особенно ярко выделяется тогда, когда рисунок сделан на тонированной бумаге с использованием белого карандаша. Художник полностью закрашивает белым белки глаз и это выглядит как будто они пугающе инфернально светятся. Вспоминается африканец, которого видно даже в темной комнате за счет улыбки и глаз. Кроме того, как я уже писала, глазное яблоко, это шар причем мокрый. Он должен быть объемным и на нем часто видны блики. Как вы сделаете блик на уже кипенно-белом глазе?

·         Перебор с бликами

Блики — это хорошо, они передают глянцевую текстуру поверхности и добавляют объема.  Но многие художники слишком ими увлекаются. Особенно это касается художников, работающих в технике сухая кисть. Блики не могут быть везде, если только ваша натура не намазана маслом или блестками. Если бликов много они перестают работать как инструмент реализма и начинают напротив добавлять декоративности.

·         Четкая обводка

Старайтесь обойтись без четкой толстой обводки линией всех деталей. Это опять-таки более декоративный прием. Пытайтесь обойтись светом и тенью.

·         Растирка комками

Начинающие растирают штрих потому что хотят добиться равномерного деликатного покрытия, а их владение штрихом этого не позволяет.

Почему я не люблю растирку? Штрих по форме передает объём предмета. Растирка - декоративный инструмент, который делает работу плоской добавляет ей вид портрета с бульвара. Этот прием не поможет вам в учебе.

А растирка комками это отдельное зло. Кто бы мог подумать, растирать тоже нужно уметь и по началу у вас будет получаться неравномерный грязный тон.

 

 

Свечение вокруг головы

Многие художники вытирают ластиком область вокруг головы и создают своеобразный нимб. Это всегда выглядит нереалистично. Попытайтесь проанализировать свою работу, представьте с какой стороны должен падать свет, чтобы получилось такое свечение? Изнутри?

 

 

Частные ошибки

Тут каждой ошибке я дала поясняющее название, чтобы в вашей голове сразу же всплыл правильный образ.

·         Волосы-солома

 Очень часто замечаю проблемы с изображением волос. В основном это как всегда непонимании объёма. Начинающие фокусируются на отдельных волосках и забывают о прическе в целом. Тут, как и с руками нужно двигаться от общего к частному. Сначала заштрихуйте весь массив волос по форме затем уточняйте форму отдельных прядей и уже в самом конце добавляйте отдельные волоски. А потом опять возвращайтесь к общей проработке.

И самое главное, старайтесь работать аккуратно, чтобы не создать эффект запутанных волос там, где это не нужно.

·         Фон-марля

Режет глаз, когда художники делают фон с помощью небрежной штриховки. Замечу лёгкая непринужденность и неаккуратность это не одно и то же. Если ваш штрих не поставленный и жесткий, то вместо воздуха вы можете изобразить что-то похожее на марлю. В идеале нужно чтобы, смотря на ваш штрих у человека было понимание, что вы очень скрупулезно и долго его оттачивали. Штрих — это ваш инструмент, на жалейте на него времени.

·         Ресницы-бревна

Ресницы — это обязательная часть каждого женского портрета. Тут художник часто позволяет себе приукрасить натуру, но иногда перебарщивает и получается забор из бревнышек. Реснички ровным рядом выглядят неестественно. Они растут не под одним углом и не равномерно.

·         Неаккуратность

Это касается ощущения в целом от работы, ее подачи. Старайтесь сделать так, чтобы ваша работа выглядела законченной. Неаккуратная беспорядочная штриховка, случайная композиция, недорисованность создают не нужное общее впечатление. Если работа вам в какой-то момент надоела, отложите и доделайте позже, не спешите.

Не переживайте, если вы нашли у себя некоторые из этих ошибок, хуже если у вас есть ощущение, что ваши работы идеальны.

 

И я часто допускаю промахи, но без этого никуда. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Надеюсь, что я помогла кому-то из вас, спасибо вам за внимание.

Write a comment

Comments: 1
  • #1

    ЯНА (Thursday, 18 October 2018 21:16)

    А у вас когда нибудь возникало ощущение, что вы себя истощили рисованием? Бывало ли такое, что человек заказывает портрет, а он, убей, ну не получается. Хотя до этого вы изображали прекрасные портреты и люди были давольны