Обучение живописи "картина за час". Правда или обман?

Когда-то в своем посте я писала о том, что если у вас нет 5 лет на изучение живописи и рисунка, вам может быть полезно пройти хотя бы ускоренные курсы. В тот раз я писала пост для начинающих художников, и я не имела в виду интенсивные занятия, которые обещают научить любого желающего живописи за час. Я подразумевала, курсы, которые обычно ведут преподаватели художественных вузов, которые основаны на академической программе. Но сегодня я бы хотела обратить внимание именно на ускоренные одноразовые занятия.

Мне было сложно что-то сказать по этому поводу потому как я думала, что всем и так все очевидно и ничего объяснять не нужно, но, изучив мнения в интернете, я увидела, что это совсем не так. Я попытаюсь немного прояснить ситуацию в первую очередь для тех людей, которые только решились взяться за кисть. Ведь именно они основная аудитория таких занятий. 

Что же из себя представляют эти курсы?

Желание людей учится, чтобы кто не говорил, очень большое. Спрос рождает предложение – и художников, готовых предоставить преподавательские услуги, становится все больше.

Я никогда не была на подобных занятиях, но у меня есть друзья, которые имели возможность с ними познакомиться. Кроме того, я посмотрела видео с занятий и прочитала информацию на нескольких сайтах, которые предоставляют эту услугу. Именно на этом основано мое мнение.

Как я поняла: вы приходите, вас садят за мольберт, раздают краски, дают минимальную необходимую информацию о материале; вы выбираете картинку-фото с которого будете писать свою картину или приносите ее с собой; а потом под чутким руководством преподавателя ее пишите. То есть каждое действие кистью (а чаще мастихином) четко проговаривается и показывается. Вы заканчиваете свою работу за одно занятие и вам отдают работу с собой домой.

Сразу скажу, что я не вижу в таких курсах ничего плохого. Но, чтобы не разочароваться, вам нужно четко определиться с тем что вы хотите от этих занятий.

Если вы хотите отлично провести время, расслабиться, отвлечься от повседневных забот. Эти занятия для вас.

Если же вы беретесь за краски не в первый раз, то вам это уже не подходит. Если вы хотите начать заниматься живописью профессионально, то нужно поискать более углубленные академические курсы.

Обманщики или нет?

Опять же это зависит от того, что вам обещают изначально и, что вы получаете в итоге. Если вам пытаются рассказать, что вас сделают профессиональным художником за один час, и потом вы сможете написать все что угодно. Если обещают, что ваша картина будет непременно шедевром, который будет иметь художественную ценность, то это лукавство – такого после занятия «картина за час» не будет.

Тем не менее, есть преподаватели, которые честно говорят, что это отличный способ провести выходной, попробовать что-то новое, порадоваться краскам и в итоге получить картину, которая будет дорога вашему сердцу. Вот это будет уже правдой.

Получается, что одни обманывают, а другие нет, хотя делают люди одно и то же.

Можно ли научиться так быстро?

Когда преподаватель отдает ученику работу со словами «это шедевр, вы теперь можете бросить вызов любому художнику» у ученика может создаться ложное ощущение собственной гениальности. Как оказалось, это обычное дело. С занятий люди выходят буквально окрыленными. Мне бы не хотелось никого обижать, но по всем этим работам хорошо видно, что их нарисовал непрофессионал. Я понимаю, что сейчас в меня полетят тапки, но кто-то должен был это сказать. Я бы посоветовала относиться к этим занятиям легче, не так серьезно. Вы не обязаны стать Ван Гогом за одно занятие, более того, нет таких людей, которые на это способны. Не требуйте от себя невозможного.

К сожалению, научиться живописи за час невозможно. Если честно, мне вообще кажется странным, что взрослые люди верят в то, что можно научиться за один день тому, чему великие гении учились всю жизнь. Чудес не бывает, если бы это было возможно, то никто не тратил бы время и деньги на академическое образование.

 Чтобы было просто и понятно я приведу аналогию. Вот, например, я оказалась в кабине знакомого пилота и во время полета он дал мне подержать штурвал. Я его спрашиваю — «неужели это я управляю самолетом?». А он мне — «да, Влада, теперь ты настоящий пилот». Через какое-то время я лечу уже в пассажирском самолете, в салон вбегает стюардесса и говорит - «пилот потерял сознание, нужно сажать самолет, есть ли среди вас профессиональный летчик?» И тут я встаю с сиденья и говорю - «расслабьтесь, друзья, нет проблем – я умею управлять самолетом». К сожалению, в таком случае мы разобьемся, и моя безоблачная самоуверенность в собственных талантах не поможет. Подержаться за штурвал — это одно, а посадить самолет — это совсем другое.

Подержаться за мастихин — это одно, а создать живописный портрет на заказ, чтобы было похоже - это другое.

Я уже не говорю, что для того чтобы начать заниматься живописью было бы неплохо иметь понятие о рисунке и композиции. Незнание базы будет вас существенно ограничивать. Знания дают свободу, кто бы там что ни говорил. Работы начинающих художников обычно очень похожи друг на друга у всех одни и те же ошибки. Люди начинают приобретать индивидуальность как раз когда более или менее осваивают технику.

На этом занятии вас учат всего нескольким эффектным приемам, которые хорошо смотрятся на этой конкретной картинке и не факт, что будут так же хорошо смотреться на другой. Вам не дают принципов, по которым вы можете работать, вам показывают несколько приятных сочетаний цветов и несколько декоративных приемов. То есть вас учат все время рисовать одну и ту же довольно простую картинку, отойти от стандартного рецепта вы не сможете. Поскольку мы заговорили о рецептах приведу еще одну аналогию.

Есть Алексей, шеф-повар очень хорошего ресторана, а есть баба Маша. Вы можете попробовать борщ бабы Маши и борщ Алексея, и они вам одинокого понравятся. Можно сказать, что Алексей зря ездил во Францию на учебу, раз его заткнула за пояс домохозяйка. А можно дать одному и второй продукты и попросить сымпровизировать какое-нибудь блюдо. И тогда мы увидим кто повар, а кто нет. Алексей знает все о продуктах, о том, как они сочетаются и о том, как сохранить витамины при готовке и как подать блюдо так чтобы оно выглядело аппетитно. На основе своих знаний он может свободно творить, и он точно знает, что конкретно у него в итоге получится. Это готовка совершенно на другом уровне.

Еще раз повторяю, я не против однодневных занятий по живописи. Это даже может быть отправной точкой для тех, кто впоследствии захочет профессионально заниматься живописью. Но если вы хотите сходить на одно занятие, а потом начать зарабатывать на портретах, например, то это вряд ли получится.

Надеюсь, я немного прояснила ситуацию и никого не обидела. Я заметила, как бы мягко и корректно я не выражалась, всегда кого-то обижаю. Для меня самый непростой день, это день, когда я выкладываю видео. Приходит много комментариев и мне приходится их читать, чтобы заметить если кто-то начнет материться в комментариях и оперативно удалить. И обычно про меня сразу несколько человек начинают всякие гадости писать. Вот представьте себе, пишите вы статью, снимаете видео, монтируете его, выкладываете везде и по итогу получаете ушат негатива. Просто так, за здорово живешь. И друзья, которые в обычное время только хорошее писали, начинают прохаживаться по всему профилю и критиковать мои работы. По отдельности эти комменты я бы даже не заметила, но когда все вместе, сложно не обращать внимания. Там мнение было, мол «когда ты начинала снимать, ты знала на что ты шла». Честно, нет, не знала – я думала, что людям будет интересно послушать, что я говорю, а не ругаться со мной в комментариях.

Это ложка дегтя, меда, конечно, гораздо больше, позитивные люди рулят, огромный вам привет и большое спасибо за поддержку.

 С уважением, Владислава

Write a comment

Comments: 0