Нужно ли художнику образование?

Всем привет! Сегодня поговорим о самоучках и профессионалах, в чем между ними противоречия, кто лучше рисует. Может ли навредить образование? И все ли великие художники были самоучками?


Может ли человек называть себя художником, если у него нет академического образования?

Для меня ответ однозначный – конечно, да. Многие мои очень талантливые друзья бросили институт, посчитав, что им это не нужно и сейчас они зарабатывают на жизнь именно творчеством. Для меня художник очень широкое понятие. Я думаю, что художник, это любой человек, который в свою работу добавляет что-то новое лично от себя. Человек, который что-то изобретает. Творчество может проявляться в мелочах в быту, внутренний художник всегда найдет выход. Больше того, художник может производить что-то нематериальное, он может устроить перфоманс, например, и это будет его творчество. Для этого не нужно образование просто должно быть стремление выразить себя и свои мысли нетипичным для обычных людей способом. Все мы хоть раз в жизни бываем художниками.

Если человек зарабатывает на жизнь рисуя, то он профессиональный художник в независимости от того есть ли у него диплом. В конечном итоге это вопрос самоопределения. Можно отучиться в вузе и все равно не считать себя профессионалом.


"Комплекс самоучки"

Некоторые художники-самоучки в штыки воспринимают любое упоминание об академическом образовании. И начинаются горячие споры и высказывания по типу «видели мы этих академиков, вы все рисуете как курица лапой». Ну или какие-то другие агрессивные выпады в том же стиле.

Как я поняла у многих из них есть «комплекс самоучки». Они чувствуют презрительное отношение к себе со стороны коллег, имеющих профильное образование. Даже в том случае, если никакого презрения нет. Например, я говорю «я училась в институте на художника», а обладатель комплекса самоучки слышит «я рисую гораздо лучше тебя, потому что я училась». То есть любое упоминание об образовании воспринимается как укор.

Скажу от себя, я любого художника воспринимаю как коллегу с уважением, вне зависимости от того получил он высшее образование или нет. Лично я думаю, что работы художника говорят о нем больше чем его резюме.


Кто рисует лучше самоучки или «академики»?

Иногда самоучки рисуют слабо, иногда «академики» в своем вузе ничему не научились. А бывает и наоборот, так что и не разберешься где самоучка, а где нет. Жизнь сложная штука, чтобы не ошибиться смотрите на работы, а не в диплом.


Все великие художники были самоучками?

Виктор Васнецов, Игорь Грабарь, Василий Верещагин, Николай Рерих, Валентин Серов, Василий Поленов, Константин Коровин, Тициан Вечеллио, Алексей Саврасов, Михаил Врубель, Илья Репин, Исаак Левитан… список художников, получивших классическое художественное образование бесконечен. Нет, не все великие художники были самоучками.


Вредно ли образование?

Многие художники придерживаются точки зрения, что образование только вредит. Убивает всякую индивидуальность, делает из творцов посредственности, тушит искру таланта.

Что такое талант? Я думаю, что это когда человек долго и упорно может заниматься каким-то делом и не уставать от него. Талант — это не навык, это стремление приобрести навык. Это потенциал. Из любого человека может выйти хороший художник, в том случае, если человеку самому это интересно. Вы же замечали, что интересная информация запоминается легко, а неинтересная сразу же выпадает из головы. Формула таланта — это желание плюс труд. Если убрать один из компонентов, художник будет слабый. Это все, никакой мистики, никого безусловного дара.

Обычно, если человек говорит о себе, что он талантлив или даже гениален «без всякого вашего образования», то мы имеем пример больного самолюбия. Полное неприятие критики и как следствие абсолютная неспособность к обучению.

Чтобы убить интерес человека, его предрасположенность к чему-либо, нужно сильно постараться. И в институтах вы скорее наткнетесь на равнодушных преподавателей, чем оголтелых самодуров, которые подавляют студентов. Поэтому не бойтесь, что в вас что-то там поломают, бойтесь, что вас вообще ничему не научат.

Мне образование было полезно, кроме того, что я чему-то научилась, я еще и познакомилась со многими творческими людьми. Это было действительно хорошее интересное время. И если бы у меня сейчас был выбор окончить творческий вуз или выбрать какой-то другой путь, я бы ничего не стала менять.

Да, действительно, диплом мне не пригодился, я бы могла заниматься тем же чем и сейчас без него. Но я думаю, что получила что-то большее.

Образование помогает не изобретать велосипед, то до чего великие мастера прошлого доходили опытным путем, записано и уже разложено для нас по полочкам. Я не знаю, что в этом может быть вредоносного.


Построение

Еще хотелось бы сказать по поводу построения, я видела мнение, что построение делает работу неживой. Якобы лица, построенные по правилам выглядят как лица роботов. Если вы так думаете, то, скорее всего, вы не очень хорошо понимаете суть процесса. Построение, это всего лишь вспомогательный «инструмент», который помогает соблюсти пропорции. Оно не может навредить рисунку. Да, портрет может выглядеть как лицо робота, но тут уже будет виновато что-то другое.


Искусство и ремесло.

 Хотелось бы упомянуть набившее оскомину «противоречие высоких и низких штилей». В институте нам всем дают понимание, что хорошо, а что плохо, что искусство, а что ремесло. Для тех, кто не знает, в вузе нас учат, что рисовать по фото или использовать технику сухая кисть — это дно и позор. По одноклассникам до сих пор бродит призрак мужчины с загробной фамилией, который ищет тех, кто рисует с фото и пишет им обличительные портянки о том, что есть настоящее искусство. Вообще старшее поколение очень грешит навязыванием своей точки зрения и полным неприятием чужой. То, что я читаю от этих людей, это типичные фразы, все их рассуждения как под копирку. Это не их мнение, это то, что говорят каждому студенту, когда он начинает учиться. Многие люди просто не хотят критически подходить к информации, они просто полностью принимают чужое мнение, а потом транслируют его. Даже тогда, когда их ни о чем не спрашивают.

Мне же интереснее ставить все под сомнение. Зачем жить по чужим правилам? Институт уже закончился, и мы сам выбираем, как нам использовать полученные знания. Если мне хочется на все наплевать и делать что-то «неакадемическое», почему нет? Я все равно остаюсь творцом, по правилам или без них. Я получаю удовольствие от своей работы, более того, кому-то еще кроме меня нравится то, что я делаю.

 

Я не отношусь к типичным академикам, потому что нарушаю многие правила, но и самоучкой себя назвать не могу, поэтому в комментариях мне достается от всех сразу. Теперь, когда будет всплывать этот вопрос, я смогу направлять всех в этот пост. Призываю обе стороны не быть снобами и хамами, а уважать друг друга.

 

С уважением, Владислава

 

 

Write a comment

Comments: 0