Что делать, если портрет не понравился

Скриншот из фильма 12 стульев, эпизод о сеятеле

 Всем огромный привет! Давно я не писала в блог, а все из-за праздников. Заказов было очень много, и ни на что не хватало времени. Но я снова с вами и сегодня пишу на такую тему «Что делать, если портрет не понравился?».  Я расскажу о том:

- почему я считаю, что нельзя просто не заплатить художнику даже в том случае, если портрет не понравился?

- что лично я делаю в ситуациях, когда заказчик не доволен?

- как нужно действовать заказчику, что бы в итоге остаться довольным?

 

Стоит ли платить за портрет, который не понравился? Мнение из интернета


Я часто натыкаюсь на подобные вопросы, как со стороны художников, так и со стороны заказчиков. Что же пишут по этой теме на просторах интернета? Оказалось, что в основном этот вопрос обсуждают на разнообразных форумах. И меня удивило то, что я там прочитала. Пришлось увидеть ситуацию со стороны заказчика.

 

Итак, обсуждается следующая ситуация - заказчику не нравится портрет, который для него написал художник. И этот заказчик спрашивает у форумчан: можно ли не отдавать деньги, если портрет не понравился, и как бы так поудобнее намекнуть художнику, что работа его никуда не годится и оплату он может не ждать. В основном ответ однозначный - художнику не платить, а в выражениях не стесняться. Логика такая, картина это тот же товар, когда мы в магазине покупаем товар с браком, нам же возвращают деньги в полном объеме? Так вот и за картину «с браком» платить ничего не нужно. Более того, художник, не оправдывая возложенных на него надежд, наносит моральную травму заказчику. Так что, можно мало того не заплатить, а еще и наподдать вдогонку. Пишут это не только те, кто просто мимо проходил, но и художники (!), которые говорят, что всегда оставляют право выбирать платить за работу или нет заказчику. То есть я могу предположить, что это самая распространенная точка зрения. Я же придерживаюсь несколько иного мнения.

Мой взгляд на тот же вопрос


Хочу сказать, что я понимаю заказчика, никому не охота платить за то, чем даже пользоваться не будешь. Но попытаюсь объяснить свою позицию. Попробую использовать уже знакомый прием аналогий и задам такой вопрос, если вы пришли в ресторан заказали там греческий салат, а он вам чем-то не понравился (при условии, что продукты свежие и в тарелке нет волос, просто на ваш вкус в другом ресторане его делали вкуснее) - вы будете отказываться оплачивать счет? Конечно, вы можете отказаться, но скорее всего из этого выйдет скандал, и в этом ресторане вы станете нежеланным гостем. Просто так делать, как минимум, не принято. Возможно, аналогия грубовата, но уж точно не грубее первой, где картина сравнивается с бракованным товаром.

Дело в том, что когда человек заказывает портрет, он покупает скорее не товар, а услугу. И поэтому здесь работают немного другие правила.

Заказчик сам выбирает художника

Во-первых, заказчик не действует вслепую, он самостоятельно и тщательно выбирает художника, для этого он изучает портфолио и информацию о художнике (как давно работает, имеет ли художественное образование и т.д.). То есть, при должном внимании к самому выбору исполнителя, сюрпризов в итоге быть не должно. Очевидно, что если в портфолио три работы, из них два натюрморта и один портрет изображающий какую-нибудь поп звезду, а сам художник в информации о себе указывает «я только учусь», то портрет может не оправдать ожиданий. Но частенько люди предпочитают сделать заказ на свой страх и риск, а сподвигает их к этому очень привлекательная цена в 500 р., например. А может просто лень искать кого-то более подходящего.

Итак, первое: заказчик сам выбирает художника, поэтому часть ответственности за результат лежит на нем.

 

Труд должен быть оплачен

Во-вторых, художник тратит на работу свое время и свои деньги на необходимые материалы. Думаю, не все до сих пор понимают, что искусство это труд, иногда тяжелый труд. Тем более если речь идет о работе на заказ, в ней нет ничего общего с приятным необременительным хобби.  И уже по традиции приведу аналогию. Приходите вы в бухгалтерию за зарплатой, а вам говорят - «в этом месяце начальник не доволен вашей работой, поэтому денег вам не выделили». Представляю вашу реакцию! Ведь работодатель вас нанял, заключил с вами договор и по этому договору обязан платить, а если ему что-то не нравится в вашей работе, он должен это очень убедительно обосновать, прежде чем применять материальные взыскания. Когда человек заказывает портрет, он тоже заключает своего рода договор и для изменения этого договора не достаточно просто сказать - «мне это просто не по вкусу».

Второе: труд художника ничем не отличается от любого другого.

Что я делаю, если моему заказчику что-то не нравится в портрете


А теперь к главному вопросу: «Что делать, если портрет не нравится заказчику?». У меня бывают такие ситуации, в основном требуются небольшие изменения-дополнения.

  1. Я предлагаю поправить портрет с учетом пожеланий. Прошу понятно изложить, что именно нужно исправить.
  2. Вношу правки. Обычно достаточно поправить портрет один раз. Но я допускаю, что может потребоваться несколько «заходов».
  3. Однако если после 3 попыток ничего не выходит и заказчик все равно не доволен, значит, что, скорее всего, дальше править портрет бесполезно. Это, пожалуй, самое плохое, что может случиться. При таком раскладе в минусе остаются все, заказчик не получает свой портрет и лишается части денег (50% предоплаты не возвращаются, портрет тоже удерживается), а я трачу больше времени и нервов чем обычно, но получаю половинчатую оплату. Таким образом, мы делим ответственность за неудачный договор пополам, по-моему, это справедливо.

Но хочу сказать, что после введения предоплаты ни от одного портрета никто не отказался. Поэтому мне ни разу не пришлось удерживать предоплату, которую внес заказчик. 

Несколько правил для заказчика в связи со всем выше описанным:


  1. Внимательно изучайте портфолио и информацию о художнике. Это позволит вам избежать неприятных сюрпризов в дальнейшем.
  2. Выбирайте фотографию, на которой портретируемый похож на себя.
  3. Пред началом работы обязательно сообщите художнику, если у вас есть какие-нибудь особые пожелания, например, «подправить» какие-то черты лица. 
  4. Если все-таки вам не понравился портрет не расстраивайтесь, а проанализируйте почему.
  5. Скорее всего, все можно исправить, если изменить несколько деталей. Однако помните, что кардинальные перемены невозможны (например, изменить поворот головы не получится).
  6. Постарайтесь понятно изложить художнику свои пожелания. В основном художники ничего не имеют против внесения правок. Более эффективными будут конкретные замечания по типу «пошире нос, посветлее цвет глаз», чем  абстрактные «сделайте образ более лучезарным».

Обычно этого достаточно для того, чтобы не разочароваться в портрете. Я надеюсь, что вы нашли то, что искали, а если у вас все-таки остались вопросы пишите их в комментарии, я обязательно отвечу. Спасибо всем, кто дочитал до конца!

 

С уважением, Владислава

Видеоверсия статьи



Вам может быть интересно


Write a comment

Comments: 11
  • #1

    yana (Tuesday, 01 April 2014 23:37)

    Бывает,что заказчик придирается необоснованно.чтобы сбить цену! Поэтому,коллеги,предлагаю вспомнить историю про Микелянджело и его мраморный заказ - скульптуру "Давид"))

  • #2

    Владислава (Wednesday, 02 April 2014 11:41)

    yana, да, люди, конечно бывают разные, бывают и придирчивые. История действительно смешная, напишу ее здесь для тех, кто может быть не знает о чем речь.
    Когда заказчик пришел оценивать легендарную статую Давида, он остался недоволен. Ему показалось, что нос у статуи длинноват. Давид гигантская статуя и для того чтобы внести правки, Микеланджело пришлось подняться по лесам. Он прихватил с собой наверх горсть мраморной пыли и резец. И стал делать вид, что усердно устраняет изъян, при этом сыпал пылью прямо на заказчика. Когда он слез, заказчик сказал, что теперь доволен. А ведь художник даже не прикасался к носу статуи.

  • #3

    Алена (Monday, 15 February 2016 14:34)

    Привет, мне нравится аналогия с походом в кино. Никому в голову не придет просить деньги за билет обратно, если фильм не понравился :)

  • #4

    Виталий (Saturday, 24 September 2016 04:02)

    У меня был единожды неприятный опыт со 100%-ным финансовым проигышем. Клиенту не понравился портрет. Я признал, что можно было внести коррективы. Клиент сильно распсиховался и принципиально упёрся в фразу: "Дорога ложка к обеду". Не взирая на то, что было у него часа три до дарения портрета юбиляру, он не пожелал этим воспользоваться и уехал впопыхах искать другой подарок в сувенирный магазин. На момент заказа по вопросам, которые он задавал, чувствовалось, что характер у этого человека вредный. Итог таков: отдал я ему и предоплату, а портрет оставил себе. Сейчас вместо него у меня в квартире висит красивая картина-натюрморт.

  • #5

    Анасиасия (Tuesday, 29 November 2016 07:07)

    Меня часто просят нарисовать портрет (сухая кисть и сказать, что пишу язык не поворачивается) я не профессионал хотя за плечами и художественная школа и архитектурный институт. Естественно, не приписываю себе звание профессиональный художник. Но был у меня один случай попросили меня нарисовать портрет бабушки прислали кучу фотографий отсканированных с фото 90-х гг. 9*12, но попросили нарисовать портрет с определённого фото с очень плохим разрешением. Я изучала лицо по всем фото, но они все разного периода и 50 лет и 70 и 80. В итоге что то все же нарисовала, отправляю и ответ "к сожалению я не вижу свою бабушку на этом портрете" я готова была провалиться сквозь землю, что не справилась с задачей. Но клиент все же оплатил 50% на свое собственное усмотрение, ведь я сама сказала, что оплата не требуется. Я спрашивала других своих знакомых правильно ли принимать даже 50%, на что все твердили, что это правильно и что это редко, когда сам клиент готов оплатить свой заказ, даже если он ему не нравится. А у меня случился творческий кризис(((

  • #6

    Евстигней (Wednesday, 01 November 2017 21:03)

    Другу подарили на 30 лет его портрет на холсте. Было похоже, но не совсем. Получилось что то вроде типа лица широко известного северного народа. Весь вечер называли его якутом :) Дома портрет у него не висит.

    Лет 10 назад, когда я еще начинал торговлю матрешками сделали матрешку по фотографии для ведущего одной известной передачи на первом канале. Получилось непохоже из-за искажений - фотка плоская, а матрешка круглая. Никогда не забуду кислое лицо заказчика(один из съемочной группы передачи). И это пожалуй одно из самых черных пятен в моей истории...

    И по сути - это чисто русская точка зрения. Я работал - гони бабло. А как хорошо, есть ли результат - неважно. Совдеповская я бы сказал. Во всем мире по другому уже совсем, клиентоориентированность там. Paypal может деньги вернуть покупателю, если тому просто не понравился товар. Купил кофе в магазине, открыл, попробовал - не понравилось, отнес обратно в магазин. Заказал по интернету телефон, его принесли в почтовый ящик. Деньги можно заплатить в течение 2-3 недель. Там нормально это. А вы про салат какой-то... Человек на вас понадеялся, думал что вопрос с подарком решил, а вы ему "гони бабло", я же работал!

    Короче завязал я с портретами :)

  • #7

    Ani (Monday, 12 February 2018 06:46)

    Отец моего мужа нарисовал детский черный портрет. Как Быть если этот портрет ему не нравится? Можно ли его выбрасывать?

  • #8

    Хансен (Wednesday, 28 March 2018 19:39)

    Мда, у меня таких много, я предоплату не беру, так как недорого рисую, и в основном отказы либо потому что заказчики растворяются и кидают в чс, либо "не похоже" (такое было много раз и все эти разы - из-за непохожести человека на самой фотке)
    Ужасно.
    По поводу ответа Евстигнея: причем тут "я работал - плати", речь тут не о некачественном выполнении портрета, а в том, что заказчику не нравится, нельзя понравиться всем сразу...

  • #9

    Анжелла (Saturday, 05 May 2018 01:38)

    Друзья, посоветуйте, что делать. С клиентами работала 3 года, и все картины нравились. При этом цены были до 10 000 р. Писались не портреты, а пейзажи, жанровые картины-копии. И клиент всегда находил причины, чтобы сбросить оплату за картину до минимума. И вдруг клиент решил поиздеваться. За огромную и сложную работу решил оплатить копейки. А потом и вовсе стал придираться. А работа получилась великолепная. Клиент перед работой выслал деньги за стоимость холста и всё. Имею я право эти деньги не возвращать, а картины выставить на продажу? Спасибо за совет.

  • #10

    Юрец (Wednesday, 15 August 2018 13:19)

    Совсем не согласен с Евстигнем, в данном случае клиент жалуется не на качество работы, а на то, что он сам себе не нравится на рисунке. Справедливо ли не платить за труд художника, когда ты ожидал увидеть себя посимпатичнее? Это как заказывать одежду не на свой размер и не на свою фигуру и жаловаться, что платье плохое и не сделало из, простите, коровы красавицу.
    Что касается paypal — не самая хорошая система возврата. Любой халявщик может вернуть себе деньги даже если ему оказали королевский сервис, достаточно придумать как-нибудь мелочь. Что касается digital артов на заказ, так они вообще в системе paypal за товар не считаются, и уже немало художников погорело на этом из-за любителей халявы, которые и деньги себе возвращают, и товар оставляют. Такая система, построенная на том, что автор должен верить в добросовестность заказчика, вообще откуда не годится.

  • #11

    Алексей (Tuesday, 23 July 2019 11:01)

    Никогда не работаю по предоплате. Только 100%.
    Не нравятся условия? До свидания. Не вы первый не вы последний. Опыт работы более 2500 портретов. Мозгоклюи есть всегда. Принесут говноисходник с мыльницы, а ожидают гиперреализм. С такими вообще подписывают акт "без претензий" где подробно и длинно описано что в связи с дефектным фото плохого качества претензии по портрету не принимаются даже если там яблоко будет нарисовано...